Деловые издания для профессионалов
Журнал Новости маркетинга PR-школа журнала «Пресс-служба» Модуль первый: базовый уровень (4 - 8 февраля 2019 год) Издательский дом Имидж-Медиа   
О журнале
Читать журнал
Подписаться
Термины маркетинга
Архив номеров
Альманахи
Тренинги, семинары, конференции
Отзывы подписчиков
Реклама в журнале
Реклама на сайте
Наши авторы
Контакты
Письмо в редакцию
Партнеры
Выставки, семинары



Связи с общественностью в социальных сетях-2019 (14-15 февраля)

ФИЗИКИ VS ЛИРИКИ: НУЖНО ЛИ МАРКЕТОЛОГУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ? «КРУГЛЫЙ СТОЛ» ЭКСПЕРТОВ

ФИЗИКИ VS ЛИРИКИ:

НУЖНО ЛИ МАРКЕТОЛОГУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

«КРУГЛЫЙ СТОЛ» ЭКСПЕРТОВ

Материал подготовила Яна Милованова

НУЖНО ЛИ МАРКЕТОЛОГУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

На первый взгляд, данный вопрос является абсолютно не спорным и даже может показаться несколько странным. Однако нам всем известно немало примеров, когда значительных карьерных успехов в области маркетинговых коммуникаций достигали люди, не имеющие специального образования. Реализованные ими проекты говорят о них значительно больше, чем название вуза и полученная специальность. Справедливо и обратное: согласно народной мудрости, «если вам дали хорошее (в нашем случае маркетинговое – ред.) образование, это не значит, что вы его получили». Диплом маркетолога не является гарантией того, что его обладателю удастся избегнуть просчетов и ошибок.

Итак, каким же путем лучше приобретать знания, столь необходимые маркетологу для работы и построения карьеры?

Мы попросили нескольких авторитетных специалистов поделиться мнениями по данному вопросу, немного рассказать о собственном опыте и опыте коллег, а так же привести интересные случаи из практики.

«РЕЦЕПТ УСПЕХА В МАРКЕТИНГЕ: АВАНТЮРИЗМ + ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Наталья Гоцелюк,

Консалтинговая группа «АЮДАР», директор по маркетингу и развитию, Москва

Я считаю, что высшее образование все-таки обязательно для подобной работы, но (важное «но!») – не обязательно профиль ное. Высшее образование само по себе дает необходимую базу, методики работы с информацией, кругозор. Ведь если посмотреть на знаковые фигуры современно го маркетинга, это зачастую выпускники технических вузов. Что касается курсов, семинаров – это все-таки личное дело каждого: кому-то удобнее самообразованием заниматься – книги и журналы читать, а кому-то знания усваивать легче в коллективе. В любом случае курсы и семи нары полезны расширением круга контактов, что незаменимо в работе маркетолога. Маркетологу главное – иметь интуицию, где-то, может быть, авантюрные черты характера, умение рисковать и брать на себя ответственность – а этому никакое профильное или непрофильное образование не научит.

 

 

«МАРКЕТИНГ – ЭТО ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, ПОЛОЖЕННЫЙ НА НАУЧНУЮ ОСНОВУ»

Алексей Дементьев,

НПФ «КонтрАвт»,
начальник сектора рекламы,
Нижний Новгород

Профильное образование, безусловно, необходимо. Но возникает вопрос: как его получить? Я против того, чтобы просто отдать деньги, скажем, в ВШЭ и – «пусть меня научат». Отчасти потому, что имеется уже довольно обширный опыт получения второго образования друзьями и знакомыми. И опыт этот, как правило, имеет негативный оттенок. В большей степени это связано с тем, что эти люди (в возрасте «около» или «за» тридцать – то есть те, кто сам платит за свое обучение) уже имеют собственный, зачастую очень богатый и разносторонний, опыт реальной маркетинговой деятельности. Будь то продажи, реклама или свой бизнес. А тут вдруг при ходят к ним в аудиторию преподаватели, которые могут сделать неожиданное заявление: «Я вообще-то не маркетолог, но я вам расскажу...» Или, что еще хуже, чистые теоретики, загруженные формулами и аббревиатурами. Они, безусловно, нужны, но убедительно разъяснить эти методы и принципы на жизненных примерах у теоретиков не получается. Лучшие примеры – это все-таки примеры из личной практики. Я сторонник самообразования. На мой взгляд, это наилучший вариант для людей, прошедших жизненную школу и уже чего то добившихся в жизни. Самообразование более эффективно по причине наличия личной заинтересованности, а значит и лучшей погруженности в исследуемый материал. Наконец, человек, который самостоятельно что-то изучает, не скован догмами и авторитетом преподавателя. Для «начинающих маркетологов» я все равно посоветовал бы сначала поработать в продажах и только потом ( а в основном параллельно) идти учиться дальше, если уж очень сильно хочется или требуется по условиям найма. В контексте получения второго высшего образования интересен следующий аспект: какой диплом был первым и для чего зарабатывается второй? Я не склонен считать, что «технарям» легче, чем «гуманитариям», равно как и наоборот. Случается по-разному. В промышленности, производстве лучше иметь специальное техническое образование, чтобы, начитавшись книг, стать неплохим маркетологом. Если есть желание и талант, конечно. В ТНП, по моему мнению, предпочтительнее быть маркетологом по образованию, так как продажа товаров народного потребления – самая изученная и описанная область бизнеса. Сейчас ее не преподают разве толь ко в начальных классах. Особенности маркетолога на производстве, пожалуй, заключаются в том, что нужно в значи тельно большей степени быть специалис том по предлагаемым на рынке продук там, чем в B2C. Нормальное развитие маркетолога здесь начинается с работы в отделе продаж. Именно в продажах легче всего понимается специфика любого биз неса. Параллельно потребуется приобрести специфические знания маркетолога. Чтобы быть копирайтером и реклами том, во всех случаях нужно иметь умную начитанную голову и знание психологии. Последнему, как мне кажется, научиться в институте очень сложно. Это как талант художника: многие учатся, но получается далеко не у всех. Резюмируя, скажу, что добротное первое образование, пара лет хорошей работы и несколько неглупых тренингов в год могут дать сообразитель ному человеку больше, чем любое второе высшее. Если голова на плечах, дальней шее самосовершенствование зависит от себя самого.

 

А все эти солидные современные бу мажки с названием «Диплом за три года» – извините за выражение, «туфта». За редки ми и очень дорогими исключениями. Об этом я не говорю. Таким образом, марке тинг – это прежде всего здравый смысл. И очень хорошо, если он положен на на учную основу.

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС»

Денис Иудин,

консультационное бюро «Деловая тактика», исполнительный директор, Нижний Новгород

Безусловно, что высшее образование мар кетологу необходимо! Но если ответ на вопрос о целесообразности получения об разования является однозначно утверди тельным, то по поводу вопросов «зачем?» и «какое?» мнения у всех будут разные.

Расскажу немного о своем образова нии: в вузе специализировался на кафедре маркетинга, позже (по рабочей специаль ности) проходил повышение квалифика ции в области связей с общественностью в Москве, еще позже посещал множество краткосрочных семинаров, мастерклас сов и конференций по маркетингу, рекла ме и пиару; начал читать специальную ли тературу. Теперь уже и сам стал выступать на подобных мероприятиях. Начал кое что понимать (шутка).

Как я оцениваю пользу от всех этих об разовательных упражнений?

1. ВУЗ.

Оставшихся в голове знаний – ноль. Плю сы: систематизация знаний, дисциплина,

 

ДЕНИС ИУДИН 

Исполнительный директор консультационного бюро «Деловая тактика» (маркетинговые и социо логические исследования).

Родился в 1975 году. Закончил ВолгоВятскую Академия государственной службы при президенте РФ, факультет «Государственнное  муниципальное управлениие», специализировался по кафедре мар кетинга. Реализовал множество проектов в сфере маркетинга и продвижения, получал награды на фестивале по малобюджетному маркетингу «Сбренди!» в номинации «Лучшее маркетинговое ис следование», а также на Втором интернациональ ном конкурсе «Имидждиректория» в номинации «Лучший практический имиджпроект года» (за проекты «Нежная линия» и «Золото сеймы»).

Хобби – туризм, автомобили.

умение работать с литературой, компили ровать чужие знания.

2. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ.

Качественные специальные знания, зна комство с практикующими специалистами по всей стране.

3. ПОСЕЩЕНИЕ КРАТКОСРОЧНЫХ СЕМИНАРОВ, МАСТЕРКЛАССОВ И КОНФЕРЕНЦИЙ.

Теория чужого практического опыта, прие мы и методы на самых различных рынках. И – знакомства, знакомства, знакомства…

Наблюдения за соискателями:

• Ни один молодой специалист с высшим маркетинговым образованием не подо шел под наши требования!

                        Имеющие опыт работы в рекламе и схо жих отраслях – 50/50.

                        Наилучший специалист: кандидат хими ческих наук, которая в достаточно зре лом возрасте (в тридцать лет) прошла обучение по программе РИМА.

 

Не хочу заниматься продвижением последней программы, но, тем не менее, объективно могу выделить группу людей, которые по собственному желанию, имея качественное высшее образование или да же степень, осознанно проходят перепод готовку. Другими словами, высшее образо вание – это фундамент, а уже позже чело век может стать маркетологом.

Самый главный источник знаний – ин терес к предмету, практический опыт и, ес тественно, чтение. Маркетинг – область зна ний не универсальная. Методы и приемы, действенные в одной сфере деятельности, не работают в другой. Но есть знания, необ ходимые маркетологу – и это не фундамен тальные знания законов функционирова ния, а, наоборот, постоянно изменяемые знания рынка. Как утверждают Игорь Манн и Николай Терещенко, «рынок – это люди», и с этим нельзя не согласиться. Изучение общественного мнения, потребительских предпочтений, модели потребления и при обретения продукта, критерии выбора – вот знания, необходимые практикующему мар кетологу. Основным инструментом в его ру ках, по моему мнению, должно быть марке тинговое социологическое исследование!

«Я В МАРКЕТОЛОГИ ПОЙДУ, ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ»

Владимир Кеворков,

консалтинговая компания «ДиВо», генеральный директор, автор многочисленных книг и статей, Москва

Добиться успеха в сфере маркетинговых коммуникаций воз